Наверное, многие из вас частенько встречали в коридорах нашего театра незнакомого приветливого, представительного мужчину. По ходу на наши премьеры, он успевает поделиться своим актёрским опытом со студентами нашей театральной студии и высказать своё профессиональное мнение о спектаклях театра. Поэтому для нас является честью открыть эту рубрику знакомством с профессиональным актёром театра и кино Украины и России, опытным ведущим, человеком, который подкупает своей откровенностью и трогает своей безоговорочной верой в чудеса. Итак, наш герой – АЛЕКСАНДР  ВАСИЛЬЕВИЧ  ГЕРЕЛЕС.

 

ПУТЬ ГЕРОЯ К СЛАВЕ:

Закончив актёрский факультет Киевского государственного театрального института им. Карпенка-Карого по специальности «Актер драмы и кино», работал по направлению в Донецком Облдрамтеатре, г. Жданов. Следующими ступенями карьерной лестницы актёра были: Киевский облмуздрам театр им. П.К. Саксаганского (г. Белая церковь), Киевский театр поэзии, Ивано-Франковский Облмуздрамтеатр им. И. Франко, Киевский театр «Вертеп» и Камерный театр-студия в Киеве.

Сыграл более 20-ти главных ролей в театре.

Провел 13 вечеров памяти творчества В. Высоцкого и более 60-ти профессиональных концертов в качестве ведущего.

Наиболее известные роли в театре:

Роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» по А.Н. Островскому.

Роль Сёмки в спектакле «Бабий бунт» по М. Шолохову.

Роль Сальникова в спектакле «В списках не значился» Б.Васильева.

Роль Иисуса Назарянина в спектакле «Плаха» по Ч. Айтматову.

Роль Пророка в спектакле «Христос рождается».

Роль Петра в спектакле «Чари купальської ночі». Режиссёр – з.д.и. Украины О.Д. Марцынив, с французской стороны – Ж. Мари.

Четыре роли одновременно в спектакле «Заповедник», по приглашению Петра Миронова.

Моноспектакль «Странник».

Роль Царя в спектакле «Про Федота стрельца» по Л. Филатову.

Наиболее известные роли в кино:

«Маршрут милосердия» – профессор, руководитель археологической экспедиции Смуров.

«Право на помилование» (Россия, Украина)  реаниматолог.

«Похищение Богини» (Россия, Украина) Дохлый, хозяин автомойки, бывший уголовник.

«Право на защиту» эпизод.

«Гелли и Нок» (Украина) – Филёр.

«Магдебургские хроники» (Украина) – Войт, главная роль.

«Тарас Шевченко. Завещание» (Украина) – Григорий Шевченко.

Кроме того, сыграл роль Богдана Хмельницкого в передаче «В поисках истины», телеканал СТБ.

 

СВЕТСКАЯ БЕСЕДА

Вы сейчас очень востребованный актёр. А что, по-Вашему, послужило точкой отсчёта Вашей славы?

Точкой отсчёта моей славы можно считать спектакль «Плаха» по произведению Ч. Айтматова в постановке театра им. И. Франко в Ивано-Франковске. Я сыграл там роль Иисуса. После этого у меня был роль Пророка в спектакле «Христос рождается» и ещё позже – роль Петра в спектакле «Чары купальской ночи». Вот так интересно получилось, что я сыграл Бога-Пророка-Человека. Должен признаться, что путь к этой точке отсчета был нелёгким. Во времена перестройки я представлял себя мышкой, которую бросили в кувшинчик. Мне было 28 лет, когда передо мной в театре стал сложный выбор. С одной стороны, я имел прекрасную возможность заявить о себе как актёр острохарактерного плана. Но я пошёл другим путём, поскольку тогда для меня было важнее поддержать своего учителя Калашникова Вадима Фёдоровича. Мне бы не хотелось вдаваться в подробности – тогда были особые времена. Скажу только, что в результате мне пришлось уйти из театра, какое-то время я работал художественным руководителем на одном из киевских заводов. В тот сложный период мне очень помогло творчество Владимира Высоцкого. Как раз своим тринадцатым творческим вечером, посвящённым этому замечательному человеку, я и встретил новое тысячелетие. Спектакль состоялся 27 января 2000 г. Что интересно, моим прощанием с ХХ-м веком стал моноспектакль «Странник» по творчеству С. Есенина 26 ноября 1999 г., который тоже очень тонко чувствовал свою эпоху.

Вообще, показателем славы, пожалуй, является уровень востребованности актёра. И, что интересно, как только я начал относиться к актёрской работе, как к карточной игре, сразу начали поступать приглашения. Я перестал считать, что очень талантлив, а меня не замечают. Тогда я понял, что просто не такой, как все. И если я кому-то нужен в их карточном пасьянсе, они меня возьмут.

 

С тех пор Вас 10 лет не было на театральной сцене. Что Вам её заменяло всё это время? Не пришлось ли в последствии жалеть о своём решении?

Конечно, я сожалел, что мне пришлось уйти из театра. Ведь мы сыграли 80 спектаклей «Плаха»: в Ровно, Сумах, Полтаве, Львове, Кишинёве, Москве, Ивано-Франковске. Из них было 60 аншлагов! Со спектаклем «Чары купальской ночи» мы трижды были во Франции. Причём все три раза на мой День рождения! И в то же время, я смотрел, что происходило с театром после моего ухода, и мне становилось грустно. В театре был кризис, и я подался в бизнес. По-моему, чтобы творить, нужно быть экономически независимым человеком. Но в нашей стране сложно наладить бизнес. Раньше наши купцы говорили, что обманывать и воровать экономически невыгодно. А сейчас основной закон бизнеса – обмани ближнего своего, ибо придёт дальний и обманет вас обоих. Поэтому я вернулся к актёрской деятельности. Снимался в телесериалах, выступал на корпоративах и различных мероприятиях. В этот период я женился, у нас родились две дочки. Успел я побывать и в детском шоу-бизнесе.

 

А что всё-таки побудило Вас вернуться в театр?

В 1987 г. мне как-будто сказал мой внутренний голос: «Надо ехать в Киев». И я поехал. Смотрел постановки в разных театрах. Особое впечатление на меня произвёл спектакль «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Я посмотрел его и понял: это ведь моя профессия! И я могу занять здесь свою нишу, а не чьё-либо место. И когда Евгений Морозов пригласил меня в свой театр, я с радостью согласился и с большим удовольствием сыграл папу Васю («кобель», который не пропускал ни одной юбки) в комедии Сергея Белова «Мамуля».

 

Недавно в театральной студии, где Вы ведёте актёрские тренинги, состоялся выпуск студийцев. Как Вы оцениваете Ваших выпускников?

В целом, я доволен проделанной работой. Есть, конечно, пара ребят, для которых, скорее всего, актёрство не станет основой их жизни. Но другие наши выпускники уже снимаются в телесериалах, телепередачах, в рекламе.

 

Вы снялись более, чем в 20 фильмах и сыграли более 20 ролей в театре. Какой из этих видов искусств Вам ближе: кино или театр?

Конечно, в театре искусство проявляется больше и глубже. Главное преимущество театра в его сиюминутности. Это всегда интереснее, живее. Особенно, когда ты видишь и чувствуешь отдачу партнёров по сцене.

 

Какие открытия Вы для себя сделали, в первую очередь, когда попали в кино после театра?

Это было не открытие, а, скорее, осознание того, что киноискусство – для человека, который прошёл серьёзную школу жизни. В кино лаборатория души человека используется максимально. Как ни в каком другом виде искусства, в кино необходим максимум внутреннего ресурса для минимального внешнего проявления.

 

С кем из российских знаменитостей приходилось играть на одной сцене или съёмочной площадке? Присутствие известных людей Вас отвлекает или помогает?

В кино снимался вместе с Евгением Сидихиным (известен по фильмам «Бандитский Петербург», «Мама не горюй», «Барак», др.), Александром Семчевым (известен по фильмам «Граница. Таёжный роман», «Остановка по требованию», «Небо в алмазах», др.), Александром Песковым (известен по фильмам «Америкэн бой», «Горячев и другие», «Сезон охоты», «Слепой-2», «Бандитский Петербург», др.). Совместная работа с ними нисколько не смущала. Даже, наоборот, был очень интересный опыт.

 

Вы родились в творческой семье? Кто Вам привил любовь к искусству?

У нас была не творческая семья. Но задатки были и у моих родителей. Я как-то самостоятельно выбрал творческий путь. К счастью, встретились на пути люди, которые меня к этому подтолкнули. Это Валентина Николаевна Ярёменко (моя учительница украинского языка и литературы), Владимир Петрович Малинский (мой первый учитель в кукольном театре), Вадим Фёдорович Калашников, Иван Васильевич Казнадий (создатель спектакля «Фараоны», который 2000 раз прошёл с аншлагами в театре им. И. Франко в Киеве).

 

Кто из современных деятелей искусств является для Вас своего рода эталоном?

Один из моих любимых режиссёров – художественный руководитель Малого драматического театра – театра Европы в Санкт-Петербурге, народный артист России Лев Додин. Также восхищаюсь творчеством Мастерской Петра Фоменко в Москве. С удовольствием бы поработал с Артуром Артименьевым – художественным руководителем киевского «Свободного театра». Это вообще, на мой взгляд, уникальный театр, не имеющий своего помещения, но имеющий своего зрителя. Очень нравится, как работают мои однокурсники Сергей Джигурда и Наталия Сумская. Также рад за Богдана Бенюка и Анатолия Хостикоева, что они смогли создать свою театральную компанию. Мне нравится то, что они делают.

 

А что сейчас составляет основу Вашей профессиональной деятельности и какие у Вас творческие планы?

 

Планы у меня, на самом деле, грандиозные! За этот год я уже успел, кроме бизнеса и театра, начать вести актёрские тренинги. А вообще, играю в театре, преподаю актёрское мастерство, снимаюсь в музыкальных клипах, в кино. Хотел бы сыграть Воланда и Мефистофеля. Ещё мечтаю заняться озвучиванием.

 

Получается ли у Вас в жизни совмещать приятное с полезным? И как Вам это удаётся?

Да, получается. Я просто разделяю эти вещи: делу – время (это полезное), а потехе – час (это приятное).

 

Светскую беседу вела Татьяна Щастина