«Творчество – это вечный поиск состояния»

(Владимир Быстряков, композитор, пианист, писатель, Заслуженный артист Украины)

 

Друзья, огромной честью для нашего театра стало общение с уникальным человеком, который, начав писать музыку в семь лет, уже больше полувека создаёт музыкальные шедевры, десятки лет радующие и детей, и взрослых. Автор инструментальных пьес и известных эстрадных песен («Куда уехал цирк», «Гостем будешь, в дом мой заходи», «Мир без чудес чёрно-бел»). Автор музыки к балету, десяткам кинофильмов и мультфильмов, среди которых «Остров сокровищ», «Алиса в зазеркалье», «Как Петя Пяточкин слоников считал», «Путаница», «По дороге с облаками». Весёлый рассказчик смешных историй передачи «Золотой гусь» и автор книги «Явка с повинной, или Байки от Вовчика». Заслуженный артист Украины и просто добродушный, жизнелюбивый оптимист с ранимой душой неисправимого ребёнка – ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ БЫСТРЯКОВ.

 

ПУТЬ ГЕРОЯ

Поступив в музыкальную школу, стал единственным ребёнком, кому назначили именную стипендию от Союза композиторов. В десять лет уже дирижировал симфоническим оркестром перед делегатами XIX партсъезда. Был вундеркиндом, исполнял Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Шопена. Ещё в школе организовали с одноклассником эстрадный ансамбль и стали ездить аккомпаниаторами на гастроли с эстрадными певцами. Окончил Киевскую консерваторию. Был пианистом Киевской филармонии. В 25 лет на Международном конкурсе пианистов имени Сметаны в Праге завоевал Гран-при и право ездить с сольными концертами. Прогастролировав около 20 лет, занялся композиторской деятельностью. Кроме того, с "Одесскими джентльменами" выпускали программу "На углу Крещатика и Дерибасовской". Другой, более известной, передачей стал клуб анекдотов «Золотой гусь».

 

СВЕТСКАЯ БЕСЕДА

 

У Вас много детских музыкальных произведений. Чтобы творить для детей, надо самому быть в душе ребёнком. А что Вам помогает сохранять молодость души?

Принцип, что нужно сохранять в себе детство для творчества. Это удаётся далеко не каждому. Это не означает всю жизнь быть наивным. Это – чистый взгляд, не отягощённый штампами от жизненного опыта. Таким свойством обладал Моцарт, что не мешало ему писать и серьёзные произведения. Подобное светлое (точнее, наивное) восприятие жизни в себе могут сохранить либо идиоты, либо люди, способные подняться над житейской суетой и оценивать ту или иную ситуацию как бы сверху, находясь «над схваткой». Детство – это свобода от штампов. Когда дети начинают говорить, их первые слова поражают своей точностью, своей новизной и свежестью одновременно. За этим сто́ит понаблюдать. У них свежее восприятие жизни, для них жизнь –белый лист бумаги, который нужно заполнять. А у некоторых великих, например, у Моцарта, это осталось на всю жизнь. Поэтому у него такая чистая, светлая, мажорная музыка, вызывающая хорошие ассоциации. И, в то же время, он очень глубокий композитор – достаточно взять его «Реквием», «Симфонию № 40». Я стараюсь в себе культивировать детскую непосредственность, детское восприятие окружающего мира.

 

Чем Вас удивил и порадовал 2010-й год?

 Тем, что я вдруг обнаружил, что стал старше, и значительно. Как-будто вдруг ключик повернулся, и я стал ощущать себя не древним стариком, а как-будто прибавилось сразу много лет. Это дало мне какой-то толчок в жизни, и я понял, что надо много чего написать, придумать. Я стараюсь выбирать из всего положительные моменты. Это меня стимулирует. Было много концертов, были интересные поездки. Весной и осенью мне посчастливилось каждую субботу сидеть рядом с двумя очаровательными женщинами, Барбарой Брыльской и Настей Заворотнюк, на двух сезонах шоу «Народна зірка». Удивили мои дети тем, что они стали старше. Сейчас нынешние дети, так называемые «дети Индиго», очень рано развиваются. Я всегда разговариваю со своими детьми, как со взрослыми людьми. И они очень рано начинают всё понимать. Как-то меня предупредили, что если в семье двое маленьких детей, то рано или поздно старший должен сказать: «Давай выбросим маленького в мусорное ведро». И мы мимо этого не прошли. Один или два раза моя дочка, которой сейчас 4,5 года, нам сказала про своего братика, которому полтора года: «А давайте выбросим Сашу в мусорное ведро». Но после этого она его полюбила очень сильно, и теперь там такая «ребятинная» возня дома.

 

У Вас сейчас четверо детей. А что Вам дало отцовство в Вашей жизни и в Вашем творчестве?

Я пришёл к понятию отцовства, понятию ответственности за кого-то, кто находится рядом, очень поздно, по нынешним меркам. Отец мне говорил, что в нашей семье всё сдвинуто лет на двадцать, по сравнению с обычными людьми. Теперь я всем своим друзьям говорю: «Если у вас нет детей, вы очень много теряете». Потому что вы теряете тот кусок любви, который смоделировать практически невозможно. Нигде. Ничем. Это не любовь к матери, к женщине, к Родине. Это не любовь богатого человека к ещё большим деньгам. Это нечто совсем другое. Дети – это люди внутренне совершенно автономные. Наблюдать за ними – это удовольствие, общаться с ними – удовольствие. А принимать их любовь – это третье удовольствие. Поэтому я никогда не скажу фразу: «Я горбачусь на детей». Потому что этого никогда не будет. Я всегда рад буду заработать лишнюю копейку, чтобы они повкуснее покушали, покрасивее оделись, чтобы поехать куда-то отдохнуть всем вместе.

 

Какие-то испытания были посланы на Вашем пути в 2010-м году?

Был неоднозначный год. Были и какие-то тяжёлые финансовые моменты. Были и моменты радости. Но я отношусь к этому философски – нельзя всё время есть только торт. Иногда нужно поесть и гречневую кашку, и сухариков погрызть. Тогда и деликатес будет казаться вкуснее. Нужно верить в судьбу. Я верю, что судьба меня не оставит. Если Бог дал детей, то даст и НА детей. Не надо переживать, где заработать. Если всё время будешь спешить заработать, то и гражданку Музу никогда не поймаешь. Не нужно её всегда ловить, но если она вдруг пришла – тогда всё бросай и – к синтезатору, творить, даже если только что куда-то спешил. Она приходит тогда, когда ты не обращаешь на неё внимания. Как и любая женщина. Чем меньше я обращал внимания на какую-то девушку в юности, тем больше она мной интересовалась: как это так – все от меня падают в обморок, а тут какой-то мальчик ест рядом из соседней тарелки и на тебя ноль внимания. То есть приходилось и таким способом ловить подруг тоже.

 

А на 2011-й год какие-то творческие задумки уже имеются?

Планы есть. Но есть такая теория, что о планах даже родной жене не надо рассказывать. Если у человека есть силы и желание, то и планы будут. Природа даёт каждому по его возможностям и каждому по его потребностям. И, если она чувствует, что человек – неудачник, она ему не даст шанса. Если она чувствует, что человек – обессиливший уже, она ему тоже шанса не даст.

 

Вы – счастливый человек: у вас работа и хобби – едины. А что Вы считаете главным залогом такого единства?

В моём случае важным было то, что в детстве бабушка заставила меня «из-под палки» играть на пианино. А моя старшая дочь, когда выросла, упрекнула меня в том, что я не настоял, чтобы она училась музыке. В детстве я не сразу понял, что музыка – язык, на котором я смогу разговаривать ТОЧНЕЕ с другими людьми. Я счастлив, что, по моему внутреннему ощущению, я иду сейчас по восходящей, по сравнению со своей юностью. Тогда была неудовлетворённость жизнью, были грандиозные юношеские комплексы. И не было узнаваемости, популярности – того контакта с людьми, что очень помогает в жизни.

 

Что, по-Вашему, люди не знают или мало знают о Вашем творчестве?

Почти никто не знает, что у меня есть цикл романсов «Дорога к Пушкину». Это семнадцать моих романсов – цикл, которому я отдал восемь лет моей жизни вместе с талантливым киевским поэтом Владимиром Гоцуленко и Николаем Караченцовым. Это тот случай, когда я счастлив, что прикоснулся к очень хорошему стихотворному материалу и сумел раскрыть Николая Караченцова с очень глубокой стороны. Потому что «до того» он, в основном, пел песни в кино, комедиях, ковбойские песни. Я сумел его «перезагрузить», и «зажечь» настоящую романтическую свечу в его к тому времени уже состоявшемся творческом имидже. Мы с ним целых восемь лет работали над этим циклом.

 

С огромным удовольствием «проглотили» с друзьями Ваши «Байки от Вовчика». Скажите, а есть там вымышленные истории или всё – из жизни?

 

А ДАЛЬШЕ?