«Творчество – это вечный
поиск состояния» (Владимир Быстряков, композитор, пианист, писатель, Заслуженный
артист Украины) Друзья, огромной честью для нашего театра стало общение с уникальным
человеком, который, начав писать музыку в семь лет, уже больше полувека
создаёт музыкальные шедевры, десятки лет радующие и детей, и взрослых. Автор
инструментальных пьес и известных эстрадных песен («Куда уехал цирк», «Гостем
будешь, в дом мой заходи», «Мир без чудес чёрно-бел»). Автор музыки к балету,
десяткам кинофильмов и мультфильмов, среди которых «Остров сокровищ», «Алиса
в зазеркалье», «Как Петя Пяточкин слоников считал», «Путаница», «По дороге с
облаками». Весёлый рассказчик смешных
историй передачи «Золотой гусь» и автор книги «Явка с повинной, или Байки от
Вовчика». Заслуженный артист Украины и просто добродушный,
жизнелюбивый оптимист с ранимой душой неисправимого ребёнка – ВЛАДИМИР ЮРЬЕВИЧ БЫСТРЯКОВ. ПУТЬ ГЕРОЯ Поступив в музыкальную школу, стал единственным ребёнком, кому
назначили именную стипендию от Союза композиторов. В десять лет уже дирижировал симфоническим оркестром перед делегатами
XIX партсъезда. Был
вундеркиндом, исполнял Чайковского, Рахманинова, Скрябина, Шопена. Ещё в школе
организовали с одноклассником эстрадный ансамбль и стали ездить
аккомпаниаторами на гастроли с эстрадными певцами. Окончил Киевскую
консерваторию. Был пианистом Киевской филармонии. В 25 лет на Международном конкурсе пианистов имени Сметаны в Праге завоевал
Гран-при и право ездить с сольными концертами. Прогастролировав около 20 лет,
занялся композиторской деятельностью. Кроме того, с "Одесскими джентльменами" выпускали программу "На углу
Крещатика и Дерибасовской". Другой, более известной, передачей стал клуб
анекдотов «Золотой гусь». СВЕТСКАЯ БЕСЕДА У Вас много детских
музыкальных произведений. Чтобы творить для детей, надо самому быть в душе
ребёнком. А что Вам помогает сохранять молодость души? Принцип, что нужно сохранять в себе детство для творчества.
Это удаётся далеко не каждому. Это не означает всю жизнь быть наивным. Это –
чистый взгляд, не отягощённый штампами от жизненного опыта. Таким свойством
обладал Моцарт, что не мешало ему писать и серьёзные произведения. Подобное
светлое (точнее, наивное) восприятие жизни в себе могут сохранить либо
идиоты, либо люди, способные подняться над житейской суетой и оценивать ту
или иную ситуацию как бы сверху, находясь «над схваткой». Детство – это
свобода от штампов. Когда дети начинают говорить, их первые слова поражают
своей точностью, своей новизной и свежестью одновременно. За этим сто́ит понаблюдать. У них свежее восприятие жизни, для них жизнь
–белый лист бумаги, который нужно заполнять. А у некоторых великих, например,
у Моцарта, это осталось на всю жизнь. Поэтому у него такая чистая, светлая,
мажорная музыка, вызывающая хорошие ассоциации. И, в то же время, он очень
глубокий композитор – достаточно взять его «Реквием», «Симфонию № 40». Я
стараюсь в себе культивировать детскую непосредственность, детское восприятие
окружающего мира. Чем Вас удивил и
порадовал 2010-й год? Тем, что я вдруг
обнаружил, что стал старше, и значительно. Как-будто вдруг ключик повернулся,
и я стал ощущать себя не древним стариком, а как-будто прибавилось сразу
много лет. Это дало мне какой-то толчок в жизни, и я понял, что надо много
чего написать, придумать. Я стараюсь выбирать из всего положительные моменты.
Это меня стимулирует. Было много концертов, были интересные поездки. Весной и
осенью мне посчастливилось каждую субботу сидеть рядом с двумя
очаровательными женщинами, Барбарой Брыльской и Настей Заворотнюк, на двух
сезонах шоу «Народна
зірка». Удивили мои дети тем, что они стали
старше. Сейчас нынешние дети, так называемые «дети Индиго», очень рано
развиваются. Я всегда разговариваю со своими детьми, как со взрослыми людьми.
И они очень рано начинают всё понимать. Как-то меня предупредили, что если в
семье двое маленьких детей, то рано или поздно старший должен сказать: «Давай
выбросим маленького в мусорное ведро». И мы мимо этого не прошли. Один или
два раза моя дочка, которой сейчас 4,5 года, нам сказала про своего братика,
которому полтора года: «А давайте выбросим Сашу в мусорное ведро». Но после
этого она его полюбила очень сильно, и теперь там такая «ребятинная» возня
дома. У Вас сейчас четверо
детей. А что Вам дало отцовство в Вашей жизни и в Вашем творчестве? Я пришёл к понятию отцовства, понятию ответственности за
кого-то, кто находится рядом, очень поздно, по нынешним меркам. Отец мне
говорил, что в нашей семье всё сдвинуто лет на двадцать, по сравнению с
обычными людьми. Теперь я всем своим друзьям говорю: «Если у вас нет детей,
вы очень много теряете». Потому что вы теряете тот кусок любви, который
смоделировать практически невозможно. Нигде. Ничем. Это не любовь к матери, к
женщине, к Родине. Это не любовь богатого человека к ещё большим деньгам. Это
нечто совсем другое. Дети – это люди внутренне совершенно автономные.
Наблюдать за ними – это удовольствие, общаться с ними – удовольствие. А
принимать их любовь – это третье удовольствие. Поэтому я никогда не скажу
фразу: «Я горбачусь на детей». Потому что этого никогда не будет. Я всегда
рад буду заработать лишнюю копейку, чтобы они повкуснее покушали, покрасивее
оделись, чтобы поехать куда-то отдохнуть всем вместе. Какие-то испытания были
посланы на Вашем пути в 2010-м году? Был неоднозначный год. Были и какие-то тяжёлые финансовые
моменты. Были и моменты радости. Но я отношусь к этому философски – нельзя
всё время есть только торт. Иногда нужно поесть и гречневую кашку, и
сухариков погрызть. Тогда и деликатес будет казаться вкуснее. Нужно верить в
судьбу. Я верю, что судьба меня не оставит. Если Бог дал детей, то даст и НА
детей. Не надо переживать, где заработать. Если всё время будешь спешить
заработать, то и гражданку Музу никогда не поймаешь. Не нужно её всегда
ловить, но если она вдруг пришла – тогда всё бросай и – к синтезатору,
творить, даже если только что куда-то спешил. Она приходит тогда, когда ты не
обращаешь на неё внимания. Как и любая женщина. Чем меньше я обращал внимания
на какую-то девушку в юности, тем больше она мной интересовалась: как это так
– все от меня падают в обморок, а тут какой-то мальчик ест рядом из соседней
тарелки и на тебя ноль внимания. То есть приходилось и таким способом ловить
подруг тоже. А на 2011-й год какие-то
творческие задумки уже имеются? Планы есть. Но есть такая теория, что о планах даже родной
жене не надо рассказывать. Если у человека есть силы и желание, то и планы будут.
Природа даёт каждому по его возможностям и каждому по его потребностям. И,
если она чувствует, что человек – неудачник, она ему не даст шанса. Если она
чувствует, что человек – обессиливший уже, она ему тоже шанса не даст. Вы – счастливый человек:
у вас работа и хобби – едины. А что Вы считаете главным залогом такого
единства? В моём случае важным было то, что в детстве бабушка заставила
меня «из-под палки» играть на пианино. А моя старшая дочь, когда выросла,
упрекнула меня в том, что я не настоял, чтобы она училась музыке. В детстве я
не сразу понял, что музыка – язык, на котором я смогу разговаривать ТОЧНЕЕ с
другими людьми. Я счастлив, что, по моему внутреннему ощущению, я иду сейчас
по восходящей, по сравнению со своей юностью. Тогда была неудовлетворённость
жизнью, были грандиозные юношеские комплексы. И не было узнаваемости,
популярности – того контакта с людьми, что очень помогает в жизни. Что, по-Вашему, люди не
знают или мало знают о Вашем творчестве? Почти никто не знает, что у меня есть цикл романсов «Дорога к
Пушкину». Это семнадцать моих романсов – цикл, которому я отдал восемь лет
моей жизни вместе с талантливым киевским поэтом Владимиром Гоцуленко и
Николаем Караченцовым. Это тот случай, когда я счастлив, что прикоснулся к очень
хорошему стихотворному материалу и сумел раскрыть Николая Караченцова с очень
глубокой стороны. Потому что «до того» он, в основном, пел песни в кино,
комедиях, ковбойские песни. Я сумел его «перезагрузить», и «зажечь» настоящую
романтическую свечу в его к тому времени уже состоявшемся творческом имидже.
Мы с ним целых восемь лет работали над этим циклом. С огромным удовольствием
«проглотили» с друзьями Ваши «Байки от Вовчика». Скажите, а есть там
вымышленные истории или всё – из жизни? |